+7 (495) 720-79-98, +7 (909) 963-79-97
ПН.-ПТ. 10:00-19:00, СБ.-ВС. ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ДОГОВОРЕННОСТИ
По Вашему заказу мы разработаем дизайн и изготовим самые желанные и оригинальные ювелирные украшения, мужские и женские. Все изделия изготавливаются на собственном высокотехнологичном производстве, при желании Вы можете ознакомиться с производственным процессом, посетив нас. К каждому клиенту индивидуальный подход в лице персонального консультанта. Мы гарантируем высокое качество изделий, и если мы делаем Ваш заказ, то мы всегда сдаем его в срок!

О ювелирных изделиях

КЛАССИФИКАЦИЯ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ

Многообразие видов ювелирных украшений, широкий спектр материалов их изготовления, вставок и способов декоративной отделки предопределяют необходимость их деления по конкретным признакам на определенные группы, т. е. классификацию.

Все ювелирные украшения классифицируют по двум признакам: назначению и материалу для изготовления.

По назначению ювелирные украшения классифицируют на кольца, серьги, броши, кулоны, медальоны, колье, ожерелья, браслеты, цепочки, запонки, бусы, заколки и зажимы для галстука.

По материалу изготовления ювелирные украшения подразделяют на три группы: украшения из драгоценных металлов — как правило, из золота и серебра, украшения из недрагоценных металлов и украшения из неметаллических материалов.

Ювелирные украшения классифицируют также по материалу вставок и виду декоративной отделки. По материалу вставок украшения бывают: с драгоценными камнями, чаще всего с бриллиантами, с полудрагоценными и поделочными камнями, жемчугом, перламутром, кораллами, бирюзой, янтарем, пластмассой, со стеклом, без камней. Вид декоративной отделки делит украшения на выполненные с эмалью, чернью, финифтью, филигранью, гравировкой, а также с чеканкой, золочением, серебрением, родированием, оксидированием, алмазной обработкой.

АССОРТИМЕНТ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ

Кольца. Носимое на пальце руки, а теперь еще и ноги украшение в виде декоративно оформленного ободка (шинки) с верхушкой (кастом и вставкой) или без нее называется кольцом. Все кольца принято делить на простые и сложные. К простым кольцам относятся обручальные (сплошные и пустотелые, витые и ажурные), кольца-печатки, кольца-вензеля (прямоугольные и овальные, сегментные в сечении). Сложные — это кольца усложненной конструкции: с накладками, кастами, вставками, с элементами филиграни и украшенные эмалью, чернью, гравировкой, чеканкой, финифтью, золочением, серебрением, оксидированием. Для изготовления колец используют сплавы платины, золота и серебра, цветных недрагоценных металлов, а также титан, сталь, драгоценные, полудрагоценные, поделочные, искусственные, органические камни, кость, рог, пластмассу, стекло, дерево, фарфор.

Серьги. Исстари наиболее любимой и неотъемлемой деталью женского головного украшения были серьги, например изящные полые серьги в виде полумесяца или серьги в виде скрученных золотых нитей, очень популярные ещё во времена Киевской Руси. Основное отличие серег от других ювелирных украшений в том, что они выпускаются в паре: обе серьги должны быть идентичны по рисунку, размеру, массе, материалу, вставкам, декору. Для изготовления серег используются те же материалы, что и для колец.

Самые распространенные серьги - это серьги простых форм как традиционных моделей (обруч, калач, шарики, полушарики), так и моделей, появившихся благодаря новым методам обработки — серьги с алмазной обработкой. Одновременно выпускается также великое множество моделей серег самых разнообразных фантазийных форм со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, искусственных и органических камней, пластмассы, стекла, дерева, фарфора, кости и с применением различных приемов декоративной отделки.

Броши. Это женское украшение, которое прикалывают к платью (костюму). Броши могут быть исполнены практически из любого «ювелирного» материала, пригодного для изготовления колец и серег. Форма брошей самая разнообразная: от строго заданной до неопределенной. Броши могут изображать растения, листья деревьев, цветы и цветочные композиции, а также птиц, животных, насекомых, небесные светила (луну, звезды, солнце), разнообразные геометрические формы, банты, узлы, переплетения, образы абстрактной символики. По характеру обработки различают броши гладкие (со вставками и без них), ажурные, эмалевые (с живописной, перегородчатой и выемчатой эмалью), броши-камеи и броши-инталии. Броши всех видов могут иметь подвески из камня или металла.

Кулоны. Долгое время кулон считался исключительно женским украшением, но в наши дни кулон все чаще стал употребляться и как украшение для мужчин, Цепочки кулонов изготавливают из сплавов платины, золота, серебра, недрагоценных металлов. Нередко роль цепочки играет удерживающая часть, изготовленная из шерстяных, капроновых, шелковых нитей, кости, специальных сортов резины. В качестве материала для подвесок кулонов используются драгоценные и недрагоценные металлы, драгоценные, полудрагоценные, поделочные, искусственные и органические камни, кость, пластмасса, стекло, дерево, фарфор, ракушечник. Подвески кулонов могут быть различных форм, размеров, разнообразно декорированные: гладкие с рисунком, со вставками, ажурные, с гравировкой, чеканкой, чернью, эмалью, филигранью, финифтью.

Медальоны. Украшение, по назначению очень схожее с кулоном; представляет собой обычно овальной формы футлярчик, куда помещают фотографии или сувениры. Изготовляют медальоны из сплавов драгоценных и недрагоценных цветных металлов с применением различных приемов художественной отделки. Цепочки для медальонов используются такие же, как и для кулонов.

Колье. Это женское шейное украшение, состоящее из гибкого или жесткого металлического обруча или обычной цепочки, или шелкового (капронового) шнура, или ошейника из резины и акцентированных в центральной части одного, двух, трех, четырех элементов декора, изготовленных из металлических или неметаллических «ювелирных» материалов.

Ожерелье. Это женское шейное украшение, выполненное в виде гибкого или жесткого обруча (ошейника), сплошного или звенчатого, или цепочки со вставками, близкими, а чаще одинаковыми между собой по размерам, материалу, форме и художественному оформлению и равномерно расположенными по всему периметру обруча (цепочки). При изготовлении ожерелий используют те же материалы, что и при изготовлении колье.

Заколки. Украшение — равнозначное как для женщин, так и для мужчин. Мужчины используют заколки для закрепления галстука и как застежки вместо пуговиц. У женщин заколки служат тем же целям. Иглы заколок делают как из драгоценных, так и из недрагоценных цветных металлов. Головка заколки может быть выполнена из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, жемчуга, янтаря, коралла.

Цепочки. Это традиционно шейные украшения. Одинаково популярны и у женщин, и у мужчин. По виду звеньев цепочки подразделяются на якорные, панцирные, витые, кордовые, венецианские, комбинированные, фантазийные, цепочки-ленточки. Цепочки изготовляют из сплавов драгоценных и недрагоценных цветных металлов. При необходимости цепочки могут быть позолочены или посеребрены. Длина цепочек в зависимости от назначения колеблется от 300 до 1600 мм. Нередко замки цепочек, предназначенных для подвески кулонов, выпиливаются художественно оформленными (с гравировкой, рельефным узором или вставкой).

Браслеты. Представляют собой украшение для рук. Выполняются браслеты из золота, платины, серебра, цветных металлов, титана, янтаря, полудрагоценных и поделочных камней, пластмассы, кости в виде обруча, скобы, полукольца, спирали в несколько оборотов; могут состоять из нескольких соединенных различными способами звеньев. Подразделяются браслеты на жесткие и мягкие Жесткие браслеты бывают замкнутыми, пружинящими и шарнирными. Замкнутый браслет — это кольцо или несколько колец из проволоки. Разрезанное кольцо из упругого металла или пружинящий виток (змейка) называется пружинящим браслетом. Шарнирный браслет — это две части одной детали, соединенные шарниром. Шарнирные браслеты в большинстве своем — металлические пустотелые. Поверхность наружной (внешней) стороны замкнутых и пружинящих браслетов обычно золотят, серебрят; гравируют, покрывают чернью.

Мягкие браслеты бывают трех видов: глидерные, цепные, плетеные. Глидерные браслеты — это несколько звеньев (глидеров) с шарнирным или пружинящим соединением. Несколько колец (звеньев) разной формы из проволоки составляют цепной браслет. В зависимости от формы звеньев цепной браслет называют панцирным или якорным.

Бусы. Это шейное женское украшение в виде нанизанных на нить всевозможных по форме, размерам и материалу бусин. Бусы изготовляют из драгоценных и недрагоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, жемчуга, янтаря, коралла, кости, стекла, пластмассы, фарфора, дерева.

Материал, из которого изготавливаются бусы, обычно определяет и название, и форму бусин, и способы их получения. Стеклянные бусы собирают из цветного гладкого и граненого бисера в форме цилиндра или кольца. Бусины из жемчуга одной формы и часто одного размера составляют жемчужные бусы. Янтарные бусины шаровой, овальной или многогранной формы с полированной поверхностью применяют для изготовления янтарных бус. Бусины коралловых бус бывают круглой и овальной форм, но чаще всего в виде палочек разной длины. Бусины металлических бус могут быть пустотелыми, ажурными, разных форм и размеров, с декоративной отделкой и без нее. Бусины костяных и деревянных бус вытачивают на станках, украшают резьбой; форма бусин — самая различная; материалом для таких бус служат моржовая и слоновая кость, черное дерево, самшит. На станках вытачивают также бусины для бус из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. Бусы, собранные из пластмассовых бусин, рассматриваются обычно как имитация янтарных, костяных, коралловых бус.

Запонки. Прежде всего, это мужской аксессуар в виде застежек, вдеваемых в петли манжет рубашки, но сегодня это еще и мужское украшение. Изготавливают запонки из драгоценных и недрагоценных металлов, неметаллических материалов. Они могут быть гладкими, филигранными, со вставками и без, с чеканным, гравированным рисунком, с эмалью, чернью.

Зажимы для галстука. Так же, как и запонки, это и мужской аксессуар, и украшение одновременно, играющее роль детали крепления галстука к сорочке. Делают зажимы из сплавов золота и серебра, а также латуни. Зажимы из серебра золотят, а из латуни — золотят, серебрят, никелируют. Часто, особенно в последнее время, зажимы для галстуков украшают вставками из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, янтаря, коралла, перламутра, стекла. Нередко зажимы для галстука выпускаются в комплекте с цепочкой и подвеской.

КОНСТРУКЦИЯ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ

Кольца. Конструктивно ювелирные кольца (кроме обручальных и безкаменных) состоят из двух основных частей: нижней — шинки или ободка и верхней или верхушки. Встречающиеся различия в конструкции колец обусловлены изменением формы, материала, размеров и огранки вставок.

Шинка  кольца выполняется как сплошной, так и полой, с различной формой сечения (круглой, полукруглой, овальной, прямоугольной). Ширина и толщина шинки — непостоянны, в большинстве случае они расширяются и утолщаются по направлению к касту. Внутренняя сторона шинки всегда гладкая. С наружной стороны шинка может быть гладкой, с эмалью, чернью, чеканным или гравированным рисунком, с местами для закрепки вставок из камней, янтаря, коралла, пластмассы, кости, стекла. Шинку припаивают к касту, ранту, соединяя таким образом с верхней частью (верхушкой) кольца.

В верхушку - основную украшающую часть кольца входят как самостоятельные следующие детали: каст (оправа) для вставки, рант под каст, накладки. Форма верхушки может быть круглой, овальной, многоугольной, сложного узора; рисунок на ее плоской, а чаще выпуклой поверхности может быть прорезным или напайным.

Каст  или оправа для вставки — общая деталь многих ювелирных изделий (в том числе и колец) со вставками. Касты бывают различных форм и размеров.

Рант — это контурный ободок, припаянный к касту снизу. Рант изготовляют различных форм и размеров, но он обязательно должен копировать все контуры каста и по размерам не выходить за его пределы. Нередко рант называют дигелем.

Накладка — важная деталь верхушки. Придает кольцу особый колорит декоративности. Накладки бывают гладкие, с гравированным, чеканным, штампованным рисунком, а также филигранные с местами для крепления вставок.

Накладки, являясь деталями кольца, выполняют в нем конструктивно-декоративную роль. Обеспечивая плавный переход от шинки к касту, накладки придают изделию законченность художественного исполнения. Форма накладок бывает самой различной, а размеры их диктуются размерами самого ювелирного украшения. Чаще всего накладки применяют в сочетании с простыми шинками, но нередко их используют и в кольцах со сложными шинками. По способу припаивания к шинкам накладки делятся на накладные и вставные. Накладные при пайке накладываются на шинки, а вставные врезаются с помощью реечек.

Размер кольца соответствует внутреннему диаметру шинки. В нашей стране выпускаются кольца с номерами размеров от 15 до 25 мм, причем каждый последующий номер отличается от предыдущего на 0,5 мм. Определение размера кольца производят с помощью кольцемера — металлического конусообразного предмета, а размера пальца покупателя — с помощью кольцемера, состоящего из пальцемерных колец.

Серьги. Серьги состоят из основания, каста для вставки и ранта, накладок, подвесок и замковой части. Основание серег может быть гладким или с местами для закрепки различных вставок, может иметь штампованный, чеканный, гравированный рисунок. Касты для серег делаются самых разнообразных форм и размеров. Их количество в серьгах определяется количеством вставок. Накладки бывают гладкими, с гравированным рисунком, чеканным, штампованным, филигранным, разнообразных форм и размеров. Подвески отличаются формой, размерами, декором. Замковая часть серег является самой важной и ответственной деталью, а потому должна отвечать трем основным и очень жестким требованиям: быть по возможности простой, надежной и долговечной. Применяемые в серьгах конструкции замков — самые разнообразные: пружинные, на крючках с защелкой и петелькой, в виде скобы на шарнире, винта с гайкой, зажимного винта, клипса.

Броши. Броши состоят из основания, каста для вставок, накладок, замковой части. Иногда к этим деталям добавляются еще фигурные проволочные детали. Основание может быть гладким, чеканным, гравированным, штампованным, эмалевым, с мозаичным рисунком, а также филигранным или в виде ободка под вставку или камею. Касты для брошей имеют разные формы и размеры. Накладки изготовляют гладкими, с чеканным, гравированным, штампованным рисунком, филигранными. Замки брошей бывают простыми — в виде крючка из проволоки и сложными — с предохранителем и без него. Существуют три вида замков для брошей: шомпольный, визорный и револьверный. Применяется также клипсовый (пружинящий) замок.

Кулоны. В конструкцию кулона вводят основание, накладки, подвески, соединительное и подвесное кольца (ушки) для соединения с цепочкой. Основание — гладкое или с рисунком (штампованным, чеканным, гравированным), или с обозначением мест для закрепки вставки, подвески, накладок. Подвески выполняют съемными и как одно целое с цепочкой. Бывают кулоны с несколькими подвесками: одна (большая) — в центре, две (поменьше) — по сторонам.

Медальоны. Состоят из цепочки и футлярчика, соединительного и подвесного ушек.

Колье. Включает в себя цепочку с замком и несколько соединенных или несоединенных между собой подвесок различных форм и размеров, имеющих декоративную отделку и расположенных в центральной части цепочки.

Ожерелья. Состоят из гибкого обруча или цепочки с кастами для вставок, а также отдельных, различных по форме деталей сложного переплетения, украшенных вставками из драгоценных и полудрагоценных камней.

Заколки. Внешне заколки очень похожи на обычные иглы, незаостренные концы которых оканчиваются округлым утолщением — головкой. Заколки бывают двух типов: с длинной и короткой иглой из драгоценных или цветных металлов. Для крепления ограненных камней в заколке предусматривается каст; жемчуг, бирюза, янтарь, коралл, крепятся в заколке с помощью штифта (для этого в них просверливают отверстия).

Цепочки. Основой конструкции являются звенья, замок и заводное кольцо. По виду звеньев цепочки подразделяются на якорные, панцирные, витые, кордовые, венецианские, комбинированные, фантазийные, цепочки-ленточки

Звенья якорных цепочек расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, панцирных — в одной плоскости. Звенья кордовой цепочки, переплетаясь, образуют сложный рисунок, а звенья венецианской цепочки выполнены в виде жестко скрепленных прямоугольников.

В цепочке типа «ленточка» каждое звено собрано из множества витков проволоки. Звенья фантазийных цепочек имеют усложненную конфигурацию, а комбинированные цепочки состоят из звеньев различных форм плетений.

Бусы. Состоят из бусин, промежуточных звеньев, нитки. Для коротких бус предусматривается замок. Бусины в сборе могут быть одного или различных размеров, круглой, овальной, бочкообразной, плоской, фигурной форм, одного цвета или нескольких цветов одновременно, с поверхностью либо гладкой, либо украшенной рисунком. Соединяются бусины нанизыванием их на капроновую или шелковую нитку, а при отсутствии в бусинах сквозного отверстия - с помощью проволочного крючка.

Браслеты. Конструктивно браслеты представляют из себя ряд звеньев (глидеров), застежек, растяжек (в середине или на концах), замка с предохранителем. Форма звеньев всех браслетов может быть прямоугольной, квадратной, овальной, фасонной, фантазийной.

Запонки. Состоят из верхушки (украшающей части) и деталей крепления — застежной части .

Зажимы для галстука. Включают в себя корпус (в лицевой части украшенного эмалью, чернью, гравировкой, вставкой из драгоценных и полудрагоценных камней) и прижимную планку, осуществляющей зажим.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЮВЕЛИРНЫМ УКРАШЕНИЯМ

При изготовлении ювелирных украшений главное внимание должно быть обращено на качественное исполнение всего процесса. Требованиям стандартов, нормалей, технических условий, чертежей должны непременно соответствовать и материалы для изготовления изделий, и тщательность исполнения каждой конкретной операции, и, наконец, само готовое изделие.

Материалы для изготовления ювелирных украшений — слитки, ленты, полосы, прутки, проволока из золотых и серебряных сплавов, мельхиора, нейзильбера, томпака, меди — по своей структуре должны быть однообразными: без вмятин, царапин, надрывов, рябин.

При проведении монтировочных, закрепочных, других технологических операций особо важно обеспечить соблюдение следующих требований:

- паяные швы в изделиях не должны иметь прожогов; места пайки в изделиях должны быть непременно защищены, цвет припоя не должен отличаться от цвета основного металла, размеры и форма кастов должны соответствовать размерам и форме вставок;

- вставка по всем параметрам должна отвечать утвержденному эталону, способы закрепки должны обеспечивать необходимую прочность крепления вставок — шип вставки не должен выступать за пределы каста; каст не должен закрывать вставку более чем на одну третью часть высоты коронки;

- вставки (кроме вставок из природного янтаря) не должны иметь видимые невооруженным глазом неполированные участки, раковины, штрихи и царапины, нечетко выраженные грани (завалы граней) сколы по рундисту, на гранях и ребрах, искривления площадки, граней и ребер;

- при крапановой и корнеровой закрепках крапаны и корнеры должны быть плотно прижаты к поверхности вставок, не допускается их качание; при многокрапановой закрепке (свыше четырех крапанов) не допускаются зазоры более 0,1 мм между отдельными крапанами и вставкой при условии, что смежные с ними крапаны не должны иметь зазоров; крапаны должны быть расположены по периметру вставки с одинаковым шагом или симметрично;

- при глухой закрепке каст должен обжимать вставку плотно, обеспечивая ее неподвижность;- при этом в случае использования отделки гризантом рисунок гри-занта должен быть четким и без разрывов;

- наносимый на изделие методом гравировки, чеканки, филиграни рисунок должен иметь достаточно четкое рельефное изображение; на изделиях с чернью и эмалью рисунок должен быть заполнен чернью и эмалью без пропусков и просветов;

- замки в изделиях должны закрываться и открываться без особых усилий при легком нажатии на них, обладать в то же время необходимой упругостью, обеспечивающей невозможность самопроизвольного открывания замка; застежные иглы в изделиях должны быть упругими, с заостренными концами, без заусенцев и не выступать за пределы изделия;

- шарнирные соединения должны быть подвижными, не давать перекоса, люфта, обеспечивать гибкость, мягкость, плавность в работе;

- предметы парных изделий (серьги, запонки) должны быть идентичными по форме, размеру, рисунку, цвету, касту, вставке;

- острые режущие кромки в изделиях не допускаются; звенья цепочек не должны иметь заусенцев; нити бус должны выдерживать статическое усилие на разрыв не менее 20 Н; паяные цепочки должны выдерживать статическое усилие на разрыв не менее: кордовые цепочки из проволоки диаметром от 0,25 до 0,35 мм — 2,6 Н; цепочки (кроме кордовых) из проволоки диаметром от 0,25 до 0,35 мм — 5 Н; цепочки из проволоки диаметром более 0,35 мм — 10 Н (1 кгс = 10 Н).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ

Материалы, используемые для производства ювелирных украшений, делятся на металлические, неметаллические и вспомогательные. К металлическим материалам относятся драгоценные металлы; сплавы драгоценных металлов, цветные металлы, сплавы цветных металлов, другие металлы; к неметаллическим — драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, органические и искусственные камни, стекло, пластические массы, кость, рог, дерево, текстиль, кожа, резина, фарфор, папье-маше, лаки, эмаль; роль вспомогательных материалов играют кислоты, щелочи, соли, пасты, огнеупоры, клеи.

ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ

Золото — металл красивого желтого цвета с сильным блеском, вязкий, мягкий, ковкий, тягучий (из одного грамма золота можно вытянуть проволоку длиной 3,5 км); химически очень стойкий — растворяется в «царской водке» (смеси соляной и азотной кислот), а также в ртути, растворах цианистых щелочей, хлорной и бромной воде. Редко в чистом виде, чаще в виде сплава с другими металлами золото применяется для изготовления всех без исключения ювелирных украшений и как материал декоративного покрытия при золочении недрагоценных металлов. В ювелирном деле (за счет введения в сплавы специальных легирующих добавок) широко используется золото белого, желтого, красного, зеленого, розового и даже черного и голубого цвета, причем такая многоцветность нередко присуща одному изделию. Ювелиры охотно применяют золото в сочетании с платиной, серебром, коррозионно-стойкой сталью, титаном, черным деревом.

Серебро — металл блестяще-белого цвета с очень высокой (95%) отражательной способностью, тягучий, ковкий, пластичный; хорошо полируется, режется, скручивается, прокатывается в листы толщиной до 0,00025 мм и вытягивается в тончайшую проволоку. Серебро устойчиво на воздухе и во влажной среде, не вступает в реакцию с «царской водкой», плавиковой и соляной кислотами; растворяется в азотной и серной концентрированных кислотах. В чистом виде серебро используется для серебрения изделий из недрагоценных металлов и как компонент золотых и серебряных припоев; как материал для изготовления ювелирных украшений применяется только в виде сплавов (чаще всего с медью). Из серебра во многих странах изготовляют в больших количествах предметы сервировки стола и украшения интерьера. Широко используется серебро и при изготовлении ювелирных украшений — серег, колец, брошей, кулонов, браслетов, колье, ожерелий, цепочек, запонок и т. д.; причем серебро может быть применено в сочетании с золотом, эмалью, чернью, драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, кораллами, слоновой костью.

Платина — металл серебристо-белого цвета, мягкий и ковкий, тугоплавкий, по твердости превосходит золото и серебро; легко поддается прокатке, штамповке, волочению; химически стойкий — растворяется только в горячей «царской водке», цианистом калии и расплавленных щелочах. Пластичность, прочность, износостойкость, игра цвета — эти качества платины привлекают ювелиров. Очень тонкая платиновая проволока используется при изготовлении филигранных украшений, тонких цепочек, изящных оправ для колец. Платина нарядна и эффектна в сочетании с драгоценными камнями, особенно бриллиантами. Часто из платины изготовляют тонкие ленточные браслеты, а также подвески-пластинки, отличающиеся особой элегантностью и легкостью. Платину используют также для изготовления обручальных колец, колье, кулонов, серег.

Палладий — мягкий, ковкий металл платиновой группы, по цвету темнее серебра, но светлее платины; легко прокатывается в фольгу и протягивается в тонкую проволоку; по своим химическим и физическим свойствам значительно уступает платине;— легко растворяется в «царской водке» и азотной кислоте. В ювелирной промышленности используется как компонент сплава белого золота и высокотемпературных припоев.

Родий — голубовато-белый металл, твердый, тугоплавкий, с высокой отражательной способностью, при накаливании — пластичный, поддается обработке давлением; химически очень пассивен — не окисляется на воздухе, в воде, не взаимодействует с кислотами и их смесями, растворяется в щелочных растворах цианидов. Родий устойчив к действию кислорода, серы, фосфора, хлора, фтора. В ювелирном деле родий применяется как материал декоративно-защитного покрытия (родирования) серебряных и золотых (из белого золота) ювелирных изделий.

Рутений — тугоплавкий металл, по цвету почти не отличающийся от платины, но более твердый и хрупкий; химически очень стоек и износоустойчив; в ювелирном деле применяется обычно как компонент платиновых сплавов.

Иридий — очень твердый и хрупкий металл серебристо-белого цвета; необыкновенно химически стоек — не вступает в реакцию со щелочами, кислотами и их смесями; с трудом поддается механической обработке (давлением — только в раскаленном состоянии). В ювелирном производстве в сплавах с платиной и родием используется для изготовления химической посуды.

Осмий — белый с серо-голубым оттенком металл, очень тугоплавкий, тяжелый, твердый и хрупкий; механической обработке не поддается; не растворяетсяг в кислотах и «царской водке» применяется в сплавах с платиной для придания им твердости и упругости.

СПЛАВЫ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ

Применение драгоценных металлов в чистом виде в ювелирном производстве не всегда целесообразно из-за их дороговизны, недостаточной твердости и износостойкости, поэтому для изготовления ювелирных украшений используют сплавы драгоценных металлов. Сплавы золота получают, используя в качестве легирующих элементов серебро, медь, платину, палладий, цинк, кадмий. Сплавы серебра имеют, как правило, один легирующий элемент — медь, но в некоторых случаях применяют сплавы серебра с цинком, кадмием, алюминием, никелем. В сплавах платины легирующими компонентами являются медь или иридий и совсем в незначительных количествах - рутений и осмий. При изготовлении ювелирных украшений чаще используют сплавы золото - серебро - медь, реже двойные сплавы: золото - серебро, золото - медь. 

СПЛАВЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

Бронза — сплав на основе меди, главными компонентами которого являются олово, цинк, никель, свинец, фосфор и марганец. Такие сплавы называются оловянистыми бронзами. Существуют также алюминиевые, кремниевые, бериллиевые, кадмиевые бронзы. Самая высокая твердость, упругость и устойчивость к коррозии у бериллиевой бронзы, поэтому она широко применяется в художественном литье, изготовлении сувениров, юбилейных значков и медалей.

Латунь — сплав меди с цинком, иногда с добавками свинца, олова, железа, никеля, других элементов; легко поддается пластической деформации, обработке давлением и резанием. Латуни с содержанием цинка от 10 до 20 % получили название «томпаки»; применяются для изготовления отдельных видов ювелирных украшений, а также сувенирных значков.

Мельхиор — пластичный и прочный сплав меди с 20 % никеля; обладает красивым серебристым цветом; легко чеканится, штампуется, режется, паяется, полируется. Широко используется для изготовления многих видов ювелирных украшений.

Нейзильбер — сплав меди с 20 % цинка и 15 % никеля; отличается хорошей пластичностью, тягучестью и коррозионной-стойкостью; из нейзильбера чаще всего изготовляют ювелирные украшения с элементами филиграни. 

ДРУГИЕ МЕТАЛЛЫ

Сталь — сплав, получаемый переплавкой передельного (белого) чугуна; существует множество сталей различного назначения. В ювелирном деле (в странах Запада) нашли применение коррозионно-стойкая и вороненая (темного цвета) стали.

Титан — блестящий, серебристого цвета металл, легко поддающийся различным видам обработки: его можно сверлить, точить, фрезеровать, сваривать, шлифовать, клеить; коррозионная стойкость титана сравнима с коррозионной стойкостью драгоценных металлов; титан обладает высокой прочностью, имеет низкую плотность, достаточно легкий; в наше время ювелиры зарубежных фирм широко применяют титан для изготовления самых разнообразных ювелирных украшений.

Тантал — металл серого цвета со слегка свинцовым оттенком, второй после вольфрама по тугоплавкости; отличается пластичностью, прочностью, свариваемостью, коррозионной стойкостью, многие фирмы стран Запада используют тантал для изготовления отдельных видов ювелирных украшений.

Ниобий — металл, внешне схожий с танталом; химически очень стойкий; на него не действуют «царская водка», соляная, серная, азотная, фосфорная, хлорная кислоты; растворяется только в плавиковой кислоте и ее смеси с азотной. В последнее время (в странах Запада) стал применяться в ювелирном деле как материал для изготовления ювелирных украшений.

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Человек всегда интересовался драгоценными камнями и ценил их за красоту, редкость, долговечность и уникальность.

Алмаз — минерал, название которого произошло от греческого «адамас» — неодолимый, несокрушимый, самый износостойкий, дорогой, редкий камень; обычно бесцветен или окрашен в бледные оттенки желтого, бурого, серого, зеленого, розового, очень редко черного цвета. При изготовлении золотых, колец, браслетов, колье, ожерелий, кулонов, серег, брошей используется в качестве украшающего элемента — переливающейся всеми цветами радуги ограненной вставки (бриллианта).

Изумруд (по-древнерусски «смарагд») — прозрачный, твердый, химически стойкий, но очень хрупкий ярко-зеленый камень — в сравнении с ним никакая вещь не бывает зеленее; по своей ценности изумруд уступает только алмазу и иногда отдельным образцам рубина; в ювелирном деле использовался еще в древности, в наши дни широко (часто в сочетании с бриллиантами) применяется в ювелирных украшениях из золота; гранится изумруд чаще всего ступенчатой, прямоугольной, реже бриллиантовой огранкой, а также кабошоном.

Рубин — разновидность благородного корунда ярко-красного, темно-красного, фиолетово-красного цвета, второй по твердости камень после алмаза; на Востоке рубин с глубокой древности считали наиболее ценным драгоценным камнем: он служил талисманом, им украшали амулеты и ювелирные изделия; в настоящее время успешно используется в украшениях из драгоценных металлов; огранка рубина — бриллиантовая, смешанная, ступенчатая, кабошон.

Сапфир — прозрачная разновидность благородного корунда синего, голубого, зеленого, фиолетового, желтого, оранжевого цвета, По твердости, плотности, светопреломлению почти не отличается от рубина; формы огранки сапфира — бриллиантовая, ступенчатая, кабошон; используют сапфир для вставок в золотые украшения. На Руси рубины и сапфиры называли яхонтами.

Александрит — прозрачная разновидность хризоберилла; очень красивый самоцвет, отличающийся свойством менять окраску в зависимости от освещения; камень, у которого «утро зеленое, а вечер красный»; используется в ювелирных украшениях из золота и серебра; вставки гранятся чаще всего бриллиантовой и смешанной типами огранки. 

ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Камни, по ценности уступающие лишь алмазу, изумруду, александриту, рубину и сапфиру, принято называть полудрагоценными.

Топаз — высокоплотный, тяжеловесный (по твердости уступает лишь алмазу, рубину и сапфиру) камень белого, светло-голубого, зеленого, розового, розовато-лилового, бурого, красного, красновато-фиолетового, золотисто-желтого, синего, синевато-зеленого, оранжевого цвета, издавна применяется в ювелирном деле; отличается особой 'внутренней игрой света, блеском, небесной голубизной, золотистым цветом солнца, искрящимися оттенками вин, легкостью и прозрачностью капель утренней росы; гранят бриллиантовой, ступенчатой и смешанной огранкой; вставляют в золотые и серебряные ювелирные украшения.

Аквамарин — исключительно прозрачный химически стойкий хрупкий камень небесно-голубой, голубой, зеленовато-голубой, темно-синий и цвета морской воды; гранится, как правило, бриллиантовой огранкой; применяется в ювелирных украшениях из драгоценных металлов.

Турмалин (от синегалезского «турмали» — притягивающий пепел или способный электризоваться при нагревании),— камень, популярный прежде всего за счет красоты разнообразных присущих ему окрасок: розовой и красной, вишнево-красной, синей, голубой, зеленой, оливково-зеленой, коричневой, желтой, бурой, черной, бесцветной, поли-хромной (многоцветной); гранится изумрудной, бриллиантовой, фантазийной и кабошоновой огранкой; используется в ювелирных украшениях из драгоценных металлов.

Горный хрусталь — бесцветная, прозрачная разновидность кварца; в ювелирном деле применяется с глубокой древности; гранится бриллиантовой, смешанной и ступенчатой огранкой; вправляют его как в украшения из золота и серебра, так и в украшения из недрагоценных металлов.

Аметист — прозрачная или полупрозрачная разновидность кварца бледнокрасноватого, голубовато-фиолетового пурпурного, темно-фиолетового, почти черного цвета; по старинным преданиям приносит удачу, гарантирует постоянство; защищает от магии и болезней, предохраняет от опьянения; формы огранки — ступенчатая, смешанная, кабошон; наиболее часто используется в сочетании с бриллиантами в украшениях из золота и серебра, для изготовления бус.

Цитрин — разновидность кварца лимонно-желтого цвета; прозрачен, в ограненном виде по окраске очень похож на топаз; отличается от топаза меньшей твердостью, плотностью, спайностью, многоцветностью; гранится, как правило, кабошоном; вставляется в золотые и серебряные украшения.

Дымчатый кварц — разновидность кварца серого, серо-коричневого, бурого, коричневого, коричневого с фиолетовым оттенком, коричневого с золотым оттенком, темно-коричневого цвета; прозрачен; гранится ступенчатой, смешанной, бриллиантовой видами огранки, а густоокрашенные экземпляры кабошоном; вставляется в золотые и серебряные ювелирные украшения.

Розовый кварц - разновидность кварца; представляет собой камень из белых с розоватым оттенком,, бледно-розовых и ярко-розовых частично прозрачных кристаллов; используется как вставка в ювелирные украшения из драгоценных металлов.

Тигровый глаз — кварц с большим количеством волокон коричневого, бурого и золотисто-желтого цвета с шелковистым блеском; используется чаще всего в виде отполированных пластин в ювелирных украшениях из драгоценных металлов.

Морион — просвечивающаяся разновидность кварца, дымчатая, винно-желтая, желтая; огранка — в основном кабошоном; используется в украшениях из золота и серебра.

Гиацинт — тяжелый, химически стойкий, прозрачный с сильным блеском камень оранжевого, желтого, золотисто-коричневого, розового, красного, коричневато-красного цвета, гранится различными типами огранки; вставляется в ювелирные украшения из драгоценных металлов.

Опал — аморфная двуокись кремния; один из наиболее известных ювелирных камней; из многочисленных разновидностей опала для ювелиров интерес представляют следующие: благородный опал — полупрозрачный камень, белый, желтый, голубовато-желтый, черный; обыкновенный опал — просвечивающийся, молочно-белый, серый, зеленоватый; огненный опал — прозрачный или просвечивающийся, ярко-красный, ярко-желтый, ярко-оранжевый; гиалит — прозрачный; стекловидный, бесцветный; гранится кабашоном; в золотых ювелирных украшениях используется чаще всего в сочетании с бриллиантами.

Кахолонг — голубовато-белая фарфоровидная непрозрачная разновидность обыкновенного опала; применяется в качестве вставок в ювелирные украшениях из драгоценных металлов.

Бирюза (от персидского «фирюза») — один из самых красивейших ювелирных камней; непрозрачный, небесно-голубой с зеленым оттенком, синевато-зеленый, яблочно-зеленый; в серебряных, реже в золотых ювелирных украшениях применяется в виде кабошонов или вставок неправильной формы; широко используется для изготовления бус.

Шпинель — прозрачный со стекловидным блеском высокой твердости, но очень хрупкий камень; в старину на Руси шпинель называли лалом, очевидно за алый цвет; по преданию, именно лал первоначально украшал шапку Мономаха; шпинель бывает чаще всего красного, розового или оранжевого цвета, реже синего, голубого, фиолетового, зеленого, коричневого, желтого и черного; благодаря красивому внешнему виду шпинель широко используется в ювелирных украшениях из драгоценных металлов; форма огранки вставок — ступенчатая и бриллиантовая.

Хризолит — прозрачная разновидность оливина (островного силиката) зеленого, золотисто-зеленого цвета с бурым, желтым, табачным, фисташковым, оливков'ым, травяным оттенками; гранят хризолит в основном ступенчатой огранкой, но нередко также бриллиантовой и кабошоном; применяется, как правило, в золотых ювелирных украшениях.

Авантюрин — солнечный камень, просвечивающийся, иногда полупрозрачный со стеклянным блеском, с разноцветными включениями чешуек слюды белого, серо-желтого, желто-коричневого, розового, красновато-желтого, красновато-коричневого, темно-зеленого цвета; хрупкий; гранится обычно кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения.

Халцедон — разновидность кварцевого образования; просвечивающийся с восковым блеском хрупкий камень серый, молочно-белый, молочно-голубой, голубой, серовато-зеленый, зеленовато-голубой, желтовато-бурый, желтоватый; гранится кабошоном; используется во многих видах ювелирных украшений.

Хризопраз — самая ценная разновидность халцедона; цвет камня — от белого до глубокого зеленого, причем переход от одного цвета к другому практически незаметен; гранится кабошоном; широко используется для изготовления бус, браслетов, ожерелий, а также в кольцах, кулонах, серьгах.

Пироп (от, греческого «пиропос» — подобный огню) — разновидность граната, розовая, оранжево-красная, красная, малиновая, вишневая, красновато-фиолетовая; гранят бриллиантовой и смешанной огранкой, а также кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения.

Альмандин — наиболее распространенная разновидность граната, фиолетово-красная с коричневым оттенком, синевато-красная, темно-красная, вишнево-красная, густо-красная, почти черная; прозрачные образцы гранятся бриллиантовой огранкой, а непрозрачные кабошоном и в виде блюдечка; вставляются в золотые ювелирные украшения.

Уваровит — разновидность граната, изумрудно-зеленая и темно-зеленая; просвечивающийся со стеклянным блеском хрупкий; гранится кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения.

Корунд — минерал, оксид алюминия; камень синеватого, желтовато-серого, красного (рубин), синего (сапфир) цвета; используется в качестве вставки в ювелирные украшения из драгоценных металлов. Чаще всего в таком качестве применяется корунд искусственного происхождения.

Гематит или кровавик — минерал, оксид железа; камень железно-черного, стально-серого, красного, вишнево-красного цвета; применяется для изготовления бус, брошей, разных миниатюр, а также в качестве вставок в ювелирные украшения, из драгоценных, .металлов; гранится кабошоном.

Диопсид — минерал, силикат группы пироксенов; камень серого, серо-зеленого, сиреневого, розового, зеленого, изумрудно-зеленого (хромдиопсид) цвета; применяется в качестве вставок в ювелирные украшения и как материал для изготовления предметов украшения интерьера.

ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ

К поделочным камням относятся полупросвечивающиеся, часто непрозрачные минеральные горные породы с цветными включениями. Такие камни всегда использовались для изготовления крупных ваз, панно, столешниц. В последние годы широко применяются также и при изготовлении ювелирных украшений.

Агат — слоистая, самой разнообразной окраски разновидность халцедона; может быть как просвечивающимся, так и непрозрачным; блеск — восковой; различают кольцевые (глазчатые), пейзажные, полосчатые агаты; окраска создается чередованием слоев серо-голубого, белого, красного, желтого, бурого, черного и других цветов; гранится в основном кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения; из него вырезают бусы, кольца, браслеты, серьги, кулоны.

Оникс — слоистая очень контрастная по цвету разновидность халцедона с сочетаниями полос черного и .белого, бурого и белого, красного и белого, белого и серого или синеватого цвета; применяется как самостоятельно, так и в сочетании с металлом при изготовлении браслетов, брошей, колец, бус, серег, кулонов, запонок.

Лазурит (ляпис-лазурь) — лазуревый, голубой камень; непрозрачный, со стеклянным матовым блеском; цвет — нежно-голубой, зеленовато-синий, густо-синий, васильково-синий, фиолетово- синий; гранится кабошоном, пластинами; вставляется в ювелирные украшения из серебра и недрагоценных металлов, а как самостоятельный материал применяется для изготовления бус, серег, брошей, браслетов, колец, запонок, кулонов.

Малахит — водная углекислая соль меди; камень яркой, сочной, жизнерадостной, шелковисто-нежной зелени; непрозрачный, хрупкий; гранится кабошоном и пластинами; применяется самостоятельно и в сочетании чаще всего с серебром, реже с золотом для изготовления бус, колец, брошей, серег, кулонов, браслетов, запонок.

Жадеит — минерал из группы пироксена белого, серого, зеленого, изумрудно-зеленого, иногда черного, розового, бурого, красного, желтого, фиолетового, синего цвета; долгое время ювелиры не отличали его по внешним признакам от нефрита; используется в сочетании с металлом и самостоятельно; из жадеита изготавливают бусы, кольца, серьги, кулоны, броши, браслеты.

Нефрит — высокопрочный, вязкий с хорошей просвечиваемостью, мягким блеском камень, изумрудно-темный, зеленый, яблочно- и травянисто-зеленый, зеленоватый и желтовато-белый; используется так же, как жадеит.

Сердолик - бледно-розовая, желтая, желто-красная, красная, красноватая, оранжевая, оранжево-красная, красно-коричневая разновидность халцедона; имеет прозрачные и непрозрачные участки; гранится кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения, идет на изготовление бус.

Родонит (орлец) — алого, малинового, розового цвета камень, как правило непрозрачный, иногда просвечивающийся, многоцветный; хорошо полируется, легко обрабатывается; гранится кабошоном и пластинами; вставляется в ювелирные украшения из золота и серебра; как самостоятельный материал применяется для изготовления бус, колец, брошей, браслетов, кулонов.

Чароит — яркой окраски от коричнёво-и нежно-сиреневого до густого искрящегося фиолетового цвета, прочный, плотный, вязкий непрозрачный камень со стеклянным блеском и шелковистым отливом; гранится кабошоном и пластинами; используется в качестве вставок в отдельных видах ювелирных украшений.

Амазонит — ярко-зеленый или голубовато-зеленый с частичными белыми прожилками непрозрачный камень; применяется для изготовления бус, браслетов, колец и вставок в ювелирные украшения из недрагоценных металлов.

Обсидиан — природное вулканическое стекло черного, зеленого, бурого, кирпично-красного, серого цвета; благодаря наличию в них газовых включений отдельные образцы обсидиана обладают переливчатым, шелковистым, серебристо-перламутровым, золотистым блеском; используется в качестве ограненных вставок в отдельных видах ювелирных украшений из золота.

Яшма — соединение халцедона и кварца — непрозрачный, с матовым блеском, как правило многоцветный камень, красный, красно-бурый, коричневый, желтый, розовый, фиолетовый, черный, зеленый, серый, белый, палевый; используется в качестве ограненных вставок в, ювелирные украшения из серебра и недрагоценных металлов, а также для изготовления бус.

Все поделочные камни широко применяются для изготовления предметов украшения интерьера, различных сувениров: настенных и настольных панно, ваз для цветов, шкатулок, чаш, статуэток, подсвечников, письменных приборов, пепельниц, юбилейных медалей, значков. Отдельные образцы агата, оникса, малахита, родонита, жадеита, нефрита, сердолика, лазурита высших сортов ценятся так же, как полудрагоценные камни.

ОРГАНИЧЕСКИЕ КАМНИ

Камни, образование которых связано с жизнедеятельностью организма, например кораллы, относятся к органическим.

Жемчуг — округлые или неправильной формы твердые образования углекислого кальция; полупрозрачен, хрупок, не устойчив к нагреву; цвет жемчужин белый с желтоватым или голубоватым отливом, а также желтый, серый, бледно-розовый, красноватый, коричневатый, черный, бледно-зеленый, бледно-голубой; с глубокой древности причисляется к драгоценному материалу; разделяется на природный (речной, морской) и культивированный морской (искусственно выращенный), отличить который можно лишь с помощью рентгеновских лучей; широко используется для изготовления бус, ожерелий, вставляется, как правило, в сочетании с бриллиантами в кольца, серьги, броши, колье из драгоценных металлов.

Янтарь — прозрачное иногда полупрозрачное окаменелое смолоподобное вещество аморфного строения (ископаемая смола) с самыми разнообразными включениями: песчинками, кусочками или листьями дерева, лепестками цветов, насекомыми; вязкий, хорошо полируется; с сильным смолистым блеском от бледно-желтого до красно-коричневого цвета с голубыми, белыми, зелеными, розовыми, золотистыми оттенками; используется самостоятельно ив сочетании с золотом, серебром и недрагоценными металлами для изготовления практически всего ассортимента ювелирных украшений.

Коралл — скелет морских беспозвоночных животных (полипов); непрозрачный, с восковым блеском; менее хрупкий, чем жемчуг и янтарь; цвет кораллов — белый, розовый, красный, оранжевый, темно-красный, черный; самые ценные кораллы — розовые; при изготовлении ювелирных украшений коралл используется как самостоятельно, так и в сочетании с Металлом.

Гагат — разновидность ископаемого угля черного цвета; плотный, однородный, вязкий, легко обрабатывается, хорошо полируется; используется в качестве ограненных вставок в некоторых видах ювелирных украшений; вырезают из гагата кольца, браслеты.

Перламутр — вещество внутреннего слоя раковин моллюсков, обладающее радужным блеском; в отличие от кристаллов вещества жемчужин кристаллики вещества перламутра расположены не перпендикулярно, а параллельно поверхности; перламутр широко используется при изготовлении серег, запонок, колец, колье, брошей.

ИСКУССТВЕННЫЕ КАМНИ

В настоящее время в ювелирном деле в качестве материала для вставок в ювелирные украшения применяются следующие искусственные (выращенные в лабораторно-промышленных условиях) камни: рубин, сапфир, изумруд, аметист, александрит, цитрин, циркон, шпинель, опал, бирюза, малахит, гранат, хризолит, алмаз, лазурит, жемчуг, а также фианит — новый материал, не имеющий природных аналогов. По своим физико-химическим свойствам искусственные камни почти ни в чем не уступают настоящим, а по некоторым показателям даже превосходят их. Гранятся искусственные камни так же, как и натуральные, но ценятся, естественно, ниже.

СТЕКЛО

Очень часто ювелирные украшения из недрагоценных металлов и серебра изготовляют с использованием вставок из стекла, блеском, прозрачностью, окраской и отделкой имитирующих вставки из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, искусственных камней - рубина, изумруда, аквамарина, бирюзы, коралла, агата, лазурита и др. Прекрасные свойства имитатора качеств природных и искусственных камней стекло получает за счет введения в его сплав блескоусиливающих окислов свинца, калия, бора, а также окрашивающих материалов — золота, окислов меди, селена, кобальта, урана, марганца и др. К огранке стекла предъявляются те же требования, что и к огранке камней.

ПЛАСТИЧЕСКИЕ МАССЫ

Высокая механическая прочность, большая светостойкость, химическая стойкость, высокая пластичность, прекрасная окрашиваемость, хороший блеск, прозрачность — все эти свойства пластических масс позволили широко использовать их при изготовлении ювелирных украшений в .качестве имитатора (заменителя) камней органического, происхождения - жемчуга, коралла, янтаря и некоторых цветных камней, например бирюзы. Цвет пластмассы и ее прозрачность задаются в зависимости от того, какой камень имитируется.

КОСТЬ, РОГ

В ювелирном деле используют слоновую кость, мамонтовую, моржовую, а также трубчатую кость (рог) крупных домашних и других животных — коров, оленей. Из рога и кости делают (вырезают) бусы, серьги, браслеты, кольца, броши, а также вставки для ювелирных украшений.

ДЕРЕВО, ТЕКСТИЛЬ, КОЖА, ФАРФОР, РЕЗИНА, ПАПЬЕ-МАШЕ, ЭМАЛЬ, ЛАКИ

При изготовлении ювелирных украшений нередко используют дерево, кожу, фарфор, нейлоновые, шелковые, шерстяные нити, черную резину, папье-маше, лаки. Дерево применяют в качестве элемента декора и основного материала, текстиль, кожу, черную резину — как декорирующие материалы, фарфор — в качестве вставок и как основной материал. Из папье-маше (картона специальной выделки) делают ювелирные украшения в оправе из драгоценных металлов. Лаки используют для нанесения на живописную поверхность украшений защитной пленки — прозрачной, глянцевой или матовой, бесцветной или окрашенной, что усиливает эффект живописно-красочного слоя изображения, придавая краскам глубину и звучность тона. Эмаль - традиционный материал декора.